Онлайн-урок «Острые носы выбирают песочную анимацию»

Дата проведения мероприятия: 22.09.2021г.
 Место проведения:
 г. Москва, ул. Б-Филёвская, 43, библиотека № 207 им. В.Бианки
 
Урок проходил в рамках Культурно-воспитательного проекта "Острые носы", который реализует АНО "Союз"  с использованием гранта, предоставленного ООГО "Российский фонд культуры" в рамках федерального проекта   «Творческие люди» национального проекта «Культура».
 
Ведущая мероприятия - Карина Кудрявцева, руководитель арт-кружка «Мастерская творчества» и педагог песочной анимации.
Во время мастер-класса дети, под руководством педагога, освоили азы песочной анимации: познакомились с сыпучим материалом, изучили различные техники рисования(«высыпание из кулака», «линии разного размера», «рисование разными частями рук», «рисование по тёмному и светлому») , выполнили ряд специализированных упражнений, призванных погрузить ребёнка в творческий процесс и помочь ему сделать первые шаги в песочном рисовании. Дети работали на специально оборудованных столах(с высокими бортами и подцветкой внутри), в работе использовался безопасный сыпучий материал, предназначенный специально для творчества. Так, шаг за шагом, в течение урока, дети создали свои первые песочные картины, которые в процессе работы оживали, перетекали друг в друга, трансформировались, превращаясь в настоящие мультипликационные фильмы.
В финале урока Карина Кудрявцева продемонстрировала детям своё мастерство владения техникой песочной анимации, показав мультфильмы, созданные ею по сюжету знаменитых сказок «Пиноккио» и «Щелкунчик».
 
Программа мероприятия.
Теоретическая часть:

Что такое песочная анимация?
В этом виде анимации картины создаются с помощью сыпучего материала: песка, соли, молотого кофе, сахара и т.д. Тонкими слоями сыпучий материал наносится на стекло и с помощью диапроектора или световой доски изображение передается на экран.
Песочная анимация применяется при создании мультипликационных фильмов, а также выполняется «вживую», прямо на глазах у зрителей.
В песочной анимации художник не просто рисует эффектные картинки – он создает целый сюжет, в котором каждое новое изображение как бы вырастает из предыдущего. Создание работы очень динамично, ведь для короткого ролика требуется несколько сотен, а то и тысяч рисунков. От художника требуется высокая точность движений, так как песок – очень неустойчивая субстанция. Рисовать можно пальцами, ребром ладони, щепоткой, кулаком. В работе художники используют различные стеки (зубчатые и заостренные), трафареты, всевозможные формы и приспособления.

Песочная анимация – новшество в нашем современном обществе. На уроках дети познают себя, познают творчество, познают окружающий мир. Это занятие завораживает и увлекает детей. Каждый ребёнок создаёт что-то уникальное и особенное. Рисование песком для детей – замечательный способ эмоциональной терапии, рекомендуемый детскими психологами, и средство развития воображения, расширения творческих навыков. Для ребенка возиться с сыпучим материалом – большое удовольствие, занятие подходит для дошкольников разных возрастных групп.
Преимущества занятия
Песок как художественный материал имеет несколько преимуществ. И главное – расслабляющее, терапевтическое действие. Ребенок избавляется от последствий стресса, к нему возвращается эмоциональная стабильность. Рисование песком применяют для лечения у детей нарушений сна, невротических расстройств, тревожности. Для здоровых малышей художества песком тоже полезны, они позволяют успокоиться после неудач, избавиться от низкой самооценки и различных фобий. Ребенок видит, что неудачный рисунок в любой момент можно исправить.
Вторая польза рисования песком для детей – развивающее действие. Техника улучшает моторику пальцев рук, сенсорное восприятие и творческое мышление. В рисовании обычно задействованы обе руки, что положительно влияет на развитие и правого, и левого полушарий мозга. У школьников возня с песком улучшает навыки письма. Полезно применять методику с детьми, которым учеба в тягость. В этом случае рисование песком становится хорошим дополнением к домашнему заданию, позволяет через художество закрепить школьные знания.
Третья польза рисования на песке – раскрытие художественного потенциала, проявление фантазии. У методики нет ограничений и строгих правил. Можно рисовать руками и разными приспособлениями. Сыпучая текстура материала позволяет создавать изображения любой сложности и степени детализации. Рисование песком доступно и для малышей ясельного возраста, и для дошкольников средней группы, и для школьников.
Практическая часть – освоение техник рисования песком:
Высыпание из кулака
Это первый метод рисования песком своими руками, который необходимо освоить. Наберите песок в ладонь, сожмите ее в кулак, поверните по вертикальной оси, чтобы песчинки посыпались вниз. Количество высыпающегося песка регулируется сжатием и расслаблением мышц кулака. Если высыпается больше песчинок, «холмик» получается плотнее и темнее. Так создаются изображения с плавным переходом от света к тени.


Линии разного размера
Далее мы освоим рисование линий разной толщины, длины, извилистости. Пробуем рисовать пунктиры, завитки, волны.  Для создания тонкой прямой или изогнутой линии нужно насыпать из кулака полосу песка, затем сложить два пальца – большой и указательный, провести ими по полоске. Получится линия одинаковой толщины на всем протяжении. Нельзя сильно напрягать пальцы, иначе изображение может получиться неровным. Если же требуется более толстая линия, пальцы нужно соединить наискосок.


Рисование разными частями руки
При рисовании на песке применяют разные части руки. По материалу водят одним или несколькими пальцами, сдвигают и раздвигают их. Крупные элементы и толстые линии изображают кулаком и идущим от мизинца ребром ладони. Для создания множества мелких деталей тыкают по песку кончиками пальцев, тонкие линии проводят ногтями.


Рисование по темному и светлому
Теперь приступим к выбору композиционной основы. Рисовать можно «по темному»: засыпать фон песком, чтобы делать на нем светлые линии. Либо «по светлому», то есть создавать темное песчаное изображение на пустом фоне. Обычно профессиональные художники комбинируют эти методы, но мы сейчас освоим их по отдельности.

Упражнения

Буквы. Рассыпьте по столу песок плотным слоем. Красиво выводим буквы.
Водный пейзаж. Для его создания пройдитесь растопыренными пальцами по песчаной поверхности, изображая волны. В верхней части композиции сделайте тонкие штрихи ногтем – это будет дальняя рябь. Ребром ладони проведите горизонт, уберите излишки в верхней части – это небо над водоемом.
Облака. Наберите песок в кулак. Высыпайте его тонкой струйкой, совершая круговые неразмашистые движения.
Лист клена. Насыпьте линии, формирующие контур и прожилки листа. Сделайте контур резче, проведя пальцем по внешнему краю линии, сдвигая песок внутрь. Ногтем пройдитесь по прожилкам. Очертите границу черешка.
Солнце. Наберите песок в кулак, поднимите на 20-30 см над поверхностью стола. Равномерно высыпайте, стараясь не сдвигать руку. Песчинки, падая с высоты, отскакивают от пластиковой поверхности, формируют кольцо, а середина остается пустой. И ее диаметр тем шире, чем выше поднята рука.
Горный пейзаж. Быстрыми зигзагообразными движениями рассыпайте песок в горизонтальном направлении. Ребром мизинца пройдитесь по верхней части, убрав лишнее, чтобы получился рельеф».

Информация

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО "Российский фонд культуры" в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура" Министерство культуры Российской Федерации.