МАСТЕР-КЛАСС/ЛЕКЦИЯ «ПРОФЕССИИ В КИНО»

ВВЕДЕНИЕ

«Каждый из вас, наверняка, любит кино. Вам интересно узнать, как его создают?
 Для начала стоит сказать, что кино появилось на свет относительно недавно – в конце 19 века. Первый в мире киносеанс состоялся в Париже в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 года. Первый в мире фильм, показанный на большом экране, назывался «Прибытие поезда», а его режиссёрами были братья Люмьер, которые изобрели первую кинокамеру. Люди той эпохи не воспринимали кинематограф серьёзно, а считали его лишь очередным «трюком», весёлым «аттракционом». Именно поэтому на первом киносеансе зрители с криком выбежали из зала, испугавшись, что их раздавит идущий с экрана поезд. Они были так заворожены происходящим, что и забыли, что перед ними – всего лишь белое полотно, на которое проецируется свет от кинопроектора. Вот такой невероятный эффект произвёл на зрителей первый киносеанс!  Тогда ещё никто не думал, что кино станет настоящим искусством и приобретет колоссальную популярность во всём мире.
Вначале 20-века кинематограф активно развивался. Сначала кино было немое и чёрно-белое, затем стало звуковое и цветное. Фильмы становились длиннее, цветовая гамма – разнообразней, игра актеров выразительней. Вместе с этим увеличивалось и количество людей, задействованных в создании кинокартин. Так появилось в корне новое профессиональное направление, неразрывно связанное с кинематографом. Теперь уже никто не сомневался, что кино – это новый вид искусства, так называемое, «синтетическое искусство», которое объединяет в себе театр, живопись, литературу, музыку, фотографию.  Киноиндустрия объединила людей самых разных специальностей, которые имели одну цель – создавать красивые и увлекательные кинофильмы.
Знаете ли вы, что в кинематографе более 40 профессий? Сейчас мы расскажем вам об основных». 

Режиссер

Режиссер – это дирижер создания кинофильма, ключевая фигура в кинопроцессе, т.к. именно он отвечает за художественный уровень кинофильма. Он аккумулирует вокруг себя всю огромную команду создателей кинокартины. Считается, что на момент съемок у режиссера в голове уже существует видение того, как будет смотреться фильм с экрана. И его главной задачей становится воплощение этой картины вместе с командой в реальности. От него зависит выбор сценария и подбор актёров. Получив сценарий от автора, режиссёр переписывает его, указывая, где и как будет снят тот или иной эпизод, что будет в кадре. Это имеет специальное название – режиссёрский сценарий, который необходим всем участникам съёмочной группы для полноценной работы над фильмом. Также очень важная часть режиссёрской работы – работа с актёрами. Перед непосредственно съёмкой режиссёр тщательно разбирает с актёрами сцену, персонажей, проводит предварительную репетицию.

Режиссер работает очень много и иногда даже бесплатно, особенно при формировании первого портфолио. А также помимо режиссуры ему нужно постоянно работать над собой, много читать и снимать что-то новое. Творчество режиссёра, его профессиональные умения определяет общую стилистику фильма и полученный в итоге результат. Также режиссёр руководит монтажом фильма, а иногда садится за монтажный стол сам. Режиссеру важно не только быть творческой личностью, но и лидером, способным руководить большой группой людей.

Оператор

Профессия кинооператор, пожалуй, по значимости вторая после режиссёра. Оператор работает в тесном контакте с художниками и осветителями. Он не просто нажимает кнопку на камере, он передает атмосферу истории и её героев с помощью света, цвета и композиции обстановки. Оператор работает с фильмом на всех этапах, вместе с художником заранее формируя визуальное решение, участвуя в выборе локации. Также он подбирает технику, снимает фильм, а далее принимает участие в цветокоррекции финального материала. В свободное время оператор также смотрит фильмы, интересуется живописью, снимает и фотографирует. Профессия кинооператор скорее мужская, чем женская, так как кроме всего прочего ему приходится обращаться с камерой, которая зачастую бывает очень тяжёлая, а также проделывать всякие «каскадёрские трюки», чтобы добиться нужного эффекта. Однако сейчас всё больше женщин становятся операторами, а операторская техника приобретает более компактный и лёгкий вид. Начинающие режиссёры и операторы, при желании, могут снять фильм на обычный смартфон. Но в любом случае оператору нужна хорошая физическая подготовка для командировок, съемок ночных кадров и долгих часов ожидания необходимых световых эффектов на природе.
Кинооператор совмещает в себе художественную и техническую составляющие фильма. Он буквально рисует фильм с помощью света, работая подчас с таким огромным количеством осветительных приборов, что они могут занимать в несколько раз большую площадь, чем сам снимаемый кадр. Всеми этими приборами оперирует целая команда, которой руководит кинооператор, а для этого ему также необходимо обладать высоким управленческим потенциалом. Режиссер решает, что показать в очередной сцене, кинооператор же решает, как это показать, и решает это на практике. То есть, по сути, он является художником фильма. С помощью композиции, цвета, света и фактуры кадра, кинооператор помогает проявить все замыслы сценариста и режиссера, а зачастую и сам находит креативное решение той или иной сцены и достигает максимальной ее выразительности. Кинооператор принимает самое активное участие на стадии монтажа фильма, следя за качеством проделанных монтажных работ и цветокоррекции. На этом этапе важно не потерять ни один художественный эффект, работающий на образ всей картины.

Актёр

Работа актера в реальном мире – не только съемки, свет софитов, гонорары, цветы и поклонники. Также работа актера – это кропотливый труд и огромная работа над собой. Для артиста важно понимать и уметь передавать эмоции.  Хороший актер - это человек, который способен перевоплотиться в кого угодно и заставить зрителя верить. Перевоплощение может быть как внешним (грим, костюмы, мимика, жесты, интонации), так и внутренним. Последнее гораздо сложнее, ведь актеру нужно суметь показать зрителю сущность своего героя, передать его характер и переживания. Актер не только передает личность другого, но и привносит в него нечто свое. Его игра должна вызвать у зрителя эмоциональный отклик.

Рабочий день актера может быть не ограничен рабочими часами с 9 до 5. Иногда приходится долго и активно ходить на кастинги, рассылать анкеты. А иногда работы так много и времени на отдых и сон почти нет. Порой, что на съемках от актера требуются специальные навыки: верховая езда, фехтование, профессиональное катание на коньках или плавание на глубине. Работа актера включает в себя серьезную работу над собой, как физическую, так и психологическую, подготовку к роли и вхождение в образ. Актеру, чтобы вжиться в образ, требуется разбираться в психологических особенностях речи и мимики, знать жанрово-ролевую специфику. Также он обязан уметь создавать образ по краткому словесному описанию. Разумеется, актер не должен бояться сцены, зрителей и камеры. Обязательны идеальная артикуляция и грамотная речь. Нелишними будут навыки в области музыки и хореографии.

Продюсер

Кинопродюсером принято считать специалиста, который отвечает за административное и финансовое обеспечение фильма. Продюсер - трудолюбивая пчелка фильма, которая непосредственно работает над организацией и координацией процесса – занимается творчеством и работает над сценарием, организует процесс и собирает команду, занимается поиском ресурсов для проекта. Продюсер очень много трудится, поскольку чрезвычайно важно подобрать ответственную и профессиональную команду, с которой будет комфортно работать на протяжении всех этапов создания фильма. Профессия Кинопродюсер является довольно разносторонней. Она открывает огромные перспективы перед теми, кто решил сделать кинематограф залогом своей успешной жизни. Продюсер занимается привлечением спонсоров и рекламодателей, вопросами, связанными с мировым прокатом кинокартины. Дополнительно, ему приходится решать различные вопросы относительно работы над будущим фильмом.

Сценарист

 

Не бывает фильмов, снятых без сценария, поэтому сценарий является основой фильма, его фундаментом. Чем лучше сценарий, тем больше шансов у фильма собрать большие кассовые сборы и угодить зрителям и критикам. Сценаристы могут работать над сценариями для кино, сериалов, рекламных роликов и других проектов, поскольку качественные истории нужны всем.
Сценарий – это литературно-драматическая основа фильма. В нём прописаны сюжет, сцены, диалоги, даны описания персонажей и пр.  Часть сценариев – так называемые оригинальные, когда сценарист сам является создателем героев, фабулы, сюжета. Сценарий задаёт идею фильма. И некоторые режиссёры предпочитают писать сценарии сами или участвовать в их создании. Сценарист работает по контракту с киностудией, и часто характер будущего сценария задаётся режиссёром и продюсером. Однако самые выдающиеся сценаристы – это всё же независимые художники, которые работают над сюжетом и текстом своего сценария, даже не будучи нанятыми на работу или не получая оплату. 
Работа над сценарием может быть весьма долгой и монотонной, требуется частое переписывание одного и того же момента. Именно сценаристу необходимо постоянное самообразование, поэтому он должен узнавать как можно больше нового о драматургии, смотреть фильмы, читать и общаться с разными людьми, ведь фильмы должны открывать что-то новое для людей, а самые живые истории для кино можно найти в реальной жизни.

Звукорежиссер

Профессия звукорежиссер родилась примерно в то же время, когда возник кинематограф и появилась техника, способная записывать и воспроизводить разные звуки. Сейчас без этого специалиста невозможно представить себе современный мир, наполненный звуками. Его работа стала очень сложной и многогранной. Даже самые продвинутые и крутые камеры не могут записать звук в таком качестве, в каком мы слышим его с экрана. А чтобы не крепить микрофон к каждому актеру, нужен звукорежиссер, который заранее изучает локации, а на съемке записывает каждое слово актеров и всё, что звучит в кадре. Затем в студии он записывает недостающие звуки и собирает всё воедино. В большом кино звукорежиссер работает не один. На сегодняшний день существует немало специальностей: от boom-оператора, записывающего на большой микрофон всё, что происходит в кадре, до специалиста по синхронным звукам – шагам, шуршанию или звону. В кино звукорежиссер – это человек с хорошей фантазией. Ему нужно не только следить за озвучиванием фильма, но и имитировать звуки того, что происходит на экране: погоня, ветер, ливень, взрывы и т.д. В коллекции звукорежиссера есть множество готовых звуков, но иногда для их создания приходится использовать подручные материалы. Специалист по звуку должен иметь хорошие музыкальный слух и память, воображение, художественное чутье. Также профессия звукорежиссер предполагает умение разбираться в технических устройствах.

Художник-постановщик

 Художник-постановщик создаёт визуальное решение фильма, которое помогает раскрыть замысел режиссёра и даёт нужный эмоциональный настрой. Художник-постановщик – участник творческой группы, работающей над фильмом. По существу, он переводит сценарий (литературную основу фильма) в изобразительный ряд. Он разрабатывает эскизы, чертежи декораций, мебели, подбирает реквизит, помогает при составлении сметы, в выборе мест для натурных съёмок, в изготовлении декораций. Когда фильм снят, участвует в отборе дублей, в создании графического оформления фильма (титры, заставка и пр.). Декорации, реквизит, их расположение на съёмочной площадке – из всего этого складывается предметная реальность, в которой будет разворачиваться действие. От мастерства художника зависит эмоциональный строй фильма, а также доверие или недоверие зрителей.
Приступая к работе над картиной, художник-постановщик сначала читает сценарий, беседует с режиссёром, и в это время вырисовывается концепция будущего оформления. Не всегда художник отталкивается от эпохи, в которой разворачивается действие, в некоторых случаях он полагается на свою фантазию и фантазию режиссёра-постановщика Художник-постановщик работает под руководством режиссёра. В работе ему  помогают ассистенты. Также в группу  художника-постановщика входят декораторы, бутафоры, реквизиторы, художники по костюмам, художники-гримёры.  В некоторых случаях, художник-декоратор сам выполняет многие функции: занимается и декорациями, и костюмами, и поиском реквизита. Единственный, кого он не может заменить на профессиональном уровне, – художник-гримёр. Профессия художника-постановщика считается мужской, потому что требует физической выносливости: приходится работать с тяжелыми декорациями, ездить в съёмочные экспедиции, выдерживать ненормированный рабочий день. Однако женщины в этой профессии всё же есть.

Режиссёр монтажа (монтажёр)

 Режиссёр монтажа – специалист, соединяющий отснятые материалы фильма или телепрограммы в целостное произведение. Каждый кино- или телефильм после съёмок проходит через монтажно-тонировочный период, когда все элементы картины (отснятый материал, озвучку, музыку, титры и пр.) соединяют в единое целое. Специалисты обычно называют этот процесс простым словом «монтаж». Работа над художественным фильмом начинается с создания сюжета и сценария. А когда завершены съёмки и озвучка, записана музыка, проработаны титры, будущая картина представляет собой скопище отдельных материалов. Всё это нужно собрать воедино в соответствии со сценарием, чтобы все визуальные и звуковые образы сложились в целостное произведение. Весь отснятый материал монтажёр делит на фрагменты, а потом монтирует в нужной последовательности. Если фильм снят на киноплёнку, монтаж происходит на монтажном столе вручную. Цифровые записи монтируются на компьютере. Конечно, в воображении кинорежиссёра фильм существует ещё до начала съёмок. И монтажёр лишь следует режиссёрскому замыслу. Кинорежиссеры часто сами разрабатывают план монтажа.  Каким бы образом ни проходил киномонтаж – это всегда творческое сотрудничество между кинорежиссёром-автором фильма и режиссёром монтажа.

ГРИМЁР
Гримером называют мастера, который в совершенстве владеет искусством преобразования внешности актера путем применения красок, наклеек и других материалов. Если он занимается изготовлением реквизита, то его называют постижером. Гример - это настоящий профессионал в области перевоплощения. Он оказывает активную помощь актерам в работе над образом.
Есть 2 вида грима: живописный и пластический (объёмный). С помощью первого типа можно кардинально изменить внешность, подчеркнув определенные черты. Настоящим шедевром в области гримерного искусства является именно пластический грим. Путем его применения можно сделать человека абсолютно неузнаваемым. За некоторое время до постановки либо начала съемок гример представляет мельчайшие детали грима, чтобы результат соответствовал режиссерскому замыслу. При этом мастер во всех случаях обязан учитывать силуэт лица актера, характерные черты, чтобы образ гармонировал со сценическим костюмом. Как истинный специалист, по форме лица он обязан мгновенно определить, какой именно реквизит и материалы ему понадобятся, чтобы достичь желаемого результата. Также гример обязан хорошо знать сценарий. На первоначальной стадии своей работы мастеру необходимо изучить детали, чтобы после заняться подбором наиболее подходящего образа и внешностью актеров. Перед самым началом постановки, выступления либо съемок надо мастерски наложить грим, а по их окончанию необходимо снять его, отклеить бороды, усы, снять парики, разложить использованный ранее реквизит по своим местам. Гримёр должен постоянно наблюдать за их пригодностью к использованию, а когда они теряют первоначальный вид, то заказать новые экземпляры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


«Теперь вы знаете, что кино – это длительный трудоёмкий процесс, в котором принимает участие большая группа людей. Вы убедились, что работа в кино требует высокой профессиональной подготовки, а помимо этого – готовность работать много часов в день и порой в стрессовых условиях. Но, несмотря на всё это, кинематограф – это очень интересная, разносторонняя сфера деятельности, в которой каждый из вас сможет найти применение своим талантам, если захочет.


Вопросы для обсуждения:
Какие фильмы – ваши любимые? Почему они вам нравятся?
Что вам больше нравится смотреть: мультфильмы или фильмы? Как вы думаете, почему?
Кто из вас хотел бы попробовать себя в кино?
Какая из перечисленных профессий вам понравилась больше всего? Почему?»
 

Информация

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО "Российский фонд культуры" в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура" Министерство культуры Российской Федерации.