Лекция: «Что такое мультипликация? История мультипликации»

Мультипликация – это технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.

Кадры – это нарисованные или сфотографированные изображения последовательных фаз движения объектов или их частей.

При быстром пролистывании или просмотре таких изображений и создаётся впечатление, что нарисованный персонаж двигается.

А сейчас давайте познакомимся с историей создания мультфильма.

Можно сказать, что корни создания мультипликации уходят в далёкое прошлое, к рисункам первобытной эпохи, на которых пытались отобразить движение. Далее, с развитием общества, происходило развитие и мультипликации.

Первая же примитивная мультипликация появилась в первой половине 19 века. Учёные и изобретатели использовали для отображения движения вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света (фонарь), то есть такие приборы, как фенакистископ и стробоскоп.

Такой аппарат включает в себя картонный диск с прорезанными в нём отверстиями. Диск вращается вокруг своей оси перед зеркалом. Таким образом создаётся впечатление, что фигуры движутся.

Идём дальше.

Начали появляться фотографии. И именно это привело к изобретению киноаппарата и появлению кинематографа. Кинематограф был основан братьями Люмьер.

Днём рождения же рисованной мультипликации считается 30 августа 1877 г. Именно в этот день французский изобретатель и художник Эмиль Рейно запатентовал своё изобретение – праксиноскоп. Это оптический прибор, который позволяет видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение.

Первый показ мультипликационного фильма состоялся в 1892 г. Рейно представил изумлённой публике свои светящиеся пантомимы.

Он показывал им программы из нескольких сюжетов, сеанс продолжался 15 – 20 минут. Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображение на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок.

Рейно впервые применил некоторые приёмы, ставшие основой технологии мультипликации. В их числе – раздельное рисование персонажей и декораций.

В дальнейшем начали сниматься мультипликационные рекламные ролики, фильмы и мультфильмы.

История российской мультипликации начинается с 1906 г. Именно в этом году Александр Ширяев создал первый отечественный кукольный мультфильм. В этом мультфильме изображены двенадцать танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Создание этого мультфильма заняло 3 месяца. За всё это время Ширяев протёр ногами дыру в паркете. Представьте себе: Ширяев на протяжении трёх месяцев ходил от кинокамеры к декорациям и обратно. Ведь нужно было для каждого движения переставлять фигурки вручную и снимать всё это на кинокамеру.

Идём дальше. Много интересных мультфильмов и способов их создания было придумано.

Сама же советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 гг.

Давайте немножко отойдём от российской мультипликации. В мире есть очень известная анимационная студия – Уолт Дисней. Наверняка вы не раз смотрели мультики, созданные этой компанией.

В наше время практически всё делается при помощи компьютеров и специальных программ. А вот раньше, например, тем же аниматорам Диснея приходилось прорисовывать каждое движение отдельно взятого персонажа вручную. Представляете, сколько времени и людей нужно для создания одного такого мультфильма?

Так вот, посредством прорисовки каждого минимального движения и получались мультики, где герои ходят, общаются и выполняют различные действия.

А в 1934 г. Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные мультфильмы с Микки Маусом. Российский режиссёр был поражён плавной сменой кадров, новыми возможностями, которые открывались на пути Диснея. В связи с этим в 1935 г. была основана студия «Союзмультфильм», первые работы которой были посвящены освоению западного технического прогресса.

Со временем были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые. К примеру, можно отнести эффект «пушистости», который был применён в мультфильме «Непослушный котёнок» в 1953 г. 

Приводить примеры советских мультфильмов можно очень долго. Они имеют не только художественную ценность, но и воспитательную.

Около 1960 г. в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Реалистичные герои и персонажи стали появляться намного реже. На их место пришла карикатура. К примерам таких фильмов относятся «Крокодил Гена», «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух», «Ну, погоди!» и др.

А сейчас давайте перейдём непосредственно к способам создания мультфильмов.

Как говорилось в начале урока, любой мультфильм состоит из кадров.

Кадры – это нарисованные или сфотографированные изображения последовательных фаз движения объектов или их частей.

Создание мультфильмов проходит в несколько этапов. Давайте рассмотрим основные из них.

Создание персонажей. На этом этапе художник решает, каким будет внешний вид персонажа, его одежда, цвет и многое другое.

Далее идёт этап, на котором нужно оживить персонаж, то есть научить его движениям. На этом этапе за дело берутся художники-аниматоры. Все движения прорисовываются кадр за кадром. Это очень трудоёмкая и тяжёлая работа.

 

На следующем этапе необходимо озвучить мультик. То есть происходит запись звука по сценарию в специальных студиях.

Далее необходимо создать для персонажа окружающий мир. На данном этапе художники перебирают кучу вариантов, пока не останавливаются на том, который больше всего подойдёт для персонажа.

Затем за дело берётся режиссёр. Под его руководством и с помощью команды создаётся мультфильм, кадр за кадром. Профессия художник-мультипликатор требует хорошего вкуса, чувства стиля, понимания принципов движения и динамики, умения увидеть и передать суть характера, пространственного мышления и воображения, наблюдательности, глазомера, чувства экранного времени (кинематики). Часто для того, чтобы правильно изобразить эмоции и жесты, художнику приходится срисовывать их с себя, поэтому в профессии важны актерские способности. Чтобы создавать хорошие мультфильмы, мало уметь рисовать.
 Художник-мультипликатор – это тот, кто знает теорию мультипликации и законы творчества, разбирается в искусстве и психологии, освоил актерскую технику и знаком с особенностями разных видов искусства. Далеко не каждый талантливый художник может создавать мультфильмы. Чтобы стать мультипликатором необходимо овладеть особым стилем рисования.

Существует несколько методов создания мультфильмов. В первую очередь это зависит от материала, который используется при создании мультфильма.

Если герой нарисованный, то художнику нужно создать огромное количество изображений с движениями своих героев. После чего фотографируется каждое движение и из снимков создаётся фильм.

Если герой выполнен из пластилина, то художнику-мультипликатору нужно для начала создать фигурки героев, а затем менять их положение и фотографировать каждое изменение. После этого все снимки собираются в один фильм.

Аналогично и с кукольными героями. После создания кукольных героев фиксируется каждое их движение, а затем создаётся мультфильм.

Прежде, чем приступать к компьютерному созданию мультфильмов, необходимо продумать героев и сценарий.

В наше время мультипликационные студии стараются создать видео, которое бы в большей степени было схоже с реальностью.

Так, например, некоторые разработчики специально изучают животных, природу, беседуют со специалистами, которые работают с животными, чтобы затем точно отобразить их поведение в своём мультике.

Затем при помощи компьютерной программы рисуются эскизы героев и задаётся анимация движения. Также необходимо помнить про озвучивание мультфильмов.

Далее в дело вступают аниматоры, специалисты по 3D моделям и прочие. На этом этапе создаётся окружающий мир для персонажей и сами персонажи в объёмном отображении.

После этого создаётся анимация для героев. Это очень сложный этап, так как помимо движений героев, нужно создать мимику и даже характер.

На завершающем этапе, когда модели и анимация уже готовы, нужно придать чёткость всем объектам и довести мультфильм до логического завершения. То есть собрать все части в единое целое, учитывая размеры и пропорции.

По такому принципу создавался мультфильм «Зверополис».

А сейчас мы с вами узнаем, какой ещё существует способ «оживления» мультперсонажей при помощи людей. Такая технология называется «Motion capture», что в переводе на русский язык обозначает «захват движения».

Эта технология используется не только при создании мультфильмов, но и для задания спецэффектов в фильмах.

Всё дело в том, что такая технология позволяет превратить живого человека в мультик.

Сначала человека прячут от камеры в чёрный светопоглощающий костюм. А потом делают заметным, прикрепляя датчики на костюм. Датчик представляет собой шарик диаметром в пару сантиметров и обладает светоотражающей способностью. Такую ткань вы можете видеть на своих фликерах.

Такие шарики прикрепляют на все части тела, которые сгибаются. Это помогает отследить каждое движение человека. И не всегда нужно быть хорошим актёром, чтобы поучаствовать в съёмках такого мультфильма.

В первую очередь озвучивается текст мультфильма, а затем под него герои начинают двигаться по площадке. В это же время на компьютере возле режиссёра оживает трёхмерная модель. Но это только грубая копия мультфильма

Для записи всех движений человека устанавливаются камеры, в которых находится специальное устройство, посылающее на площадку невидимые инфракрасные лучи. Эти лучи отражаются от датчиков, свет попадает обратно в камеры, сообщая им, где находятся датчики. Чем больше камер, тем лучше будет зафиксировано каждое движение человека. Для того, чтобы снять мимику, используются такие же датчики, только поменьше. Они прикрепляются на основные мимические мышцы лица.

Бывает и такое, что движения и мимику записывают с совершенно разных людей. У кого-то лучше получается двигаться, а у кого-то изображать различные эмоции.

Итак, сегодня мы с вами узнали, что такое мультипликация, историю её создания в целом, а также историю создания российской мультипликации.

Вопросы для обсуждения:
Какие ваши самые любимые мультфильмы? Почему они вам нравятся? Кто ваш любимый персонаж?
Какие вы знаете старые мультфильмы?
Хотели бы вы когда-нибудь попробовать сделать мультфильм самостоятельно?



Информация

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО "Российский фонд культуры" в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура" Министерство культуры Российской Федерации.